П.Король Они обеспечили полет МКС «Энергия-Буран»

П.Король

Они обеспечили полет МКС «Энергия-Буран»

15 ноября 2013 года состоялась встреча ветеранов Военно-строительных частей, создавших все наземные сооружения для обеспечения успешного старта, полета и приземления комплекса «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года.Встречу организовал ветеран Военно-строительных частей генерал-лейтенант Хренов Владимир Алексеевич.

867

Фото: организатор встречи Хренов Владимир Алексеевич с супругой Зоей Анатольевной и участники встречи.

Встреча проходила в Екатерининском зале -ресторане Культурного центра Российской армии имени Фрунзе. На встречу прибыли более 160 представителей строительных, монтажных и эксплуатационных организаций.

В числе почетных гостей были генерал-полковник Шумилов Леонид Вениаминович, генералы Коваленко Николай Степанович, Гребенюк Анатолий Владимирович, Григорькин Владимир Сергеевич, Макарычев Алексей Алексеевич Байков Олег Александрович, Овчинников Юрий Михайлович, Лизунов Евгений Виктрович, Лазарев Владимир Владимирович и другие заслуженные и уважаемые товарищи.

870

На фото: групповая фотография участников встречи

Двадцать пять лет тому назад участники встречи занимали различные должности. Например, генерал – полковник Шумилов Л.В. был первым заместителем начальника строительства и расквартирования войск, руководителем Центральной оперативной группы по руководству строительством объектов МКС «Буран». Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Макарычев Алексей Алексеевич был начальником строительства космодрома Байконур. А генерал Лизунов Евгений Викторович двадцать пять лет тому назад был лейтенантом и руководил укладкой бетона на строительстве стартовых сооружений. Среди участников встречи не только руководители, но и квалифицированные рабочие монтажных трестов и управлений, своими руками собравшие сложные конструкции и механизмы стартовых комплексов.

869

Фото: строительство сооружений комплекса «Энерия-Буран». Первая выборка грунта под посадочную полосу.

В чем значение стартовых комплексов и сооружений? Стоит ли уделять внимание их создателям?
Давайте осмыслим: патрон или снаряд без ружья или пушки бесполезен. Точно так же любая ракета мертва и бесполезна без пускового устройства или стартового комплекса.

МКС «Буран» помимо стартовых сооружений нуждался и в уникальной посадочной полосе и комплексе наземных посадочных средств. Стартуя в космос на ракете-носителе «Энергия» в качестве «наездника», после полета «Буран» приземлялся «по-самолетному» на бетонную посадочную полосу.

Стартовые сооружения и посадочную полосу для МКС «Энергия-Буран» создали Военные строители. Именно Военные строители создали все здания и сооружения для нужд военной и гражданской космонавтики. Все успехи и достижения Советской космонавтики обеспечены трудом Военных строителей Министерства обороны СССР.

Прошло двадцать пять лет со дня первого и единственного полета космической системы «Энергия-Буран». Увы, полет многоразовой космической системы был одноразовым. Но нет в том вины ни создателей ракеты «Энергия» и корабля «Буран», ни строителей наземных сооружений. Старт и полет были безупречными, приземление – идеальным. Ракета, корабль и наземные сооружения – все было построено добротно и налажено качественно.

Современные идеологи России воспевая успехи капитализма замалчивают про достижения СССР. А если и говорят о успехах социализма, то говорят сквозь зубы. Это в лучшем случае. А в худшем случае злобно лгут и клевещут на былые достижения.

Достоинства перевирают как недостатки, а трудовые подвиги и научные достижения объявляют случайными и незначительными. Создание комплекса «Энергия-Буран» обозвали неразумным разбазариванием государственных денег.

О строителях некоторые журналисты писали и говорили только презрительно. Например, в газете «МК» в середине 90х годов в одной из статеек было написано, что убогий стройбат на Байконуре ничего нормально и в срок построить не мог. Все криво и косо, все на соплях и на ржавых гвоздях, и все несуразно дорого и очень недолговечно.

Но разве это так? Стартовые комплексы, построенные на Байконуре больше 60 лет тому назад по-прежнему пригодны к использованию. Могли бы выполнять свои функции и сооружения для МКС «Энергия-Буран», построенные Военно-строительными частями МО СССР 25-30 лет назад. Запас прочности и добротность работы Военных строителей таковы, что даже через долгие годы забытости и заброшенности космодрома удалось восстановить и стартовые сооружения, и город Ленинск — Байконур.

Увы, кризис и распад СССР привел к прекращению космических программ. В том числе и программы МКС.

Отступление от темы статьи:
Почему распался СССР? Причин тому много. Одну из них назвал бывший сотрудник мощной спецслужбы нашей страны. Цитирую: « Мы успешно работали против внешних и внутренних врагов СССР. Но мы не имели права работать по первым лицам государства». Конец отступления от темы статьи.

Перед началом встречи ветераны Военно-строительных частей общались и фотографировались с друзьями и сослуживцами. Особым вниманием пользовались книги Хренова В.А. о строителях Байконура.

Примечательно, что одну из книг купил сотрудник ресторана, где проходила встреча. Купил потому, что он родился на Байконуре в 1963 году в семье офицера-ракетчика и приобретенная книга с многочисленными фотографиями украсит его семейный архив.

870

На фото: общение ветеранов перед началом встречи.

Встречу открыли и вели генерал-лейтенанты Хренов В.А. и Макарычев А.А.

В начале встречи были вручены награды. Орденом «За заслуги в строительстве» были награждены Мирошник Анатолий Степанович, Аносов Владимир Васильевич и Слободянюк Александр Дмитриевич. Почетным знаком «Строительная слава» награждены Кана Гаврила Николаевич и Быков Александр Николаевич.

Во время встречи выступили генерал-полковник Шумилов Л.В., Овчинников Ю.М. и другие заслуженные строители. Слова у выступавших были разные, но общее содержание вступлений было схожим. Потому что выступали единомышленники, сделавшие общее великое дело.
Выступавшие справедливо отметили, что прошедшие годы были годами застоя и регресса в космонавтике и космическом строительстве. Утрачен паритет с США в военной мощи и равенство в космической науке и технике. Выступавшие выразили надежду, что период отступления завершается и начнется возрождение былой мощи Государства и космонавтики. Ветераны Военно-строительных частей готовы приложить к этому свой опыт, знания и силы.

Никто из выступавших не сетовал, что историки и журналисты забывают отметить заслуги строителей. Строители – люди скромные. Как сказал один из ветеранов –строителей «Бог Землю создал. Мы ее обустраиваем».

871

На фото: Речи произносят ветераны Военно-строительных частей.

Талантливые люди талантливы многогранно. Руководители высокого ранга, конструкторы и инженеры, бывшие рабочие и мастера на встрече читали свои стихи.

Автор книг о строителях Байконура генерал-лейтенант Хренов Владимир Алексеевич сообщил участникам встречи, что он собирает материал для новой книги, в которой будут сведения о людях, обеспечивших успехи космонавтики. Владимир Алексеевич предложил передавать ему фотографии и краткие биографические сведения о участниках строительства Байконура. 

По мнению участников мероприятия встреча ветеранов Военно-строительных частей, посвященная юбилею полета МКС «Энергия-Буран», удалась. Оргкомитет встречи, возглавляемый генерал-лейтенантом Хреновым В.А., задачу выполнил успешно.

Отдельное сердечное спасибо руководителю КЦ РА Мазуренко Василию Ивановичу за гостеприимство и уважение к ветеранам ВСЧ. Участникам встречи было приятно видеть на фасаде здания КЦ транспарант: «С праздником!»

После сказанного: размышления о грустном, но с позитивной перспективой:

1.Скромность украшает. Но даже в украшающей нас скромности нужно знать меру. Избыточная скромность имеет неприятные последствия.

Вот пример: в музее Космонавтики, который возле ВДНХ в Москве, экспозиция обширная и всесторонняя. Но в ней нет ни слова о Военных строителях, создавших основу успехов космической науки и техники. Повторяю: ни слова, ни строчки. Есть единственная фотография с Военными строителями. Но надпись под ней «Строители забивают колышек на месте….»

Приведете вы в этот замечательный музей своих внуков и правнуков и показывая на макеты стартовых сооружений скажете, что участвовали в их строительстве. А умные внуки-правнуки усомнятся: нигде ни строчки о Военных строителях. Может быть дедушка что-то напутал?

Виноваты ли в том сотрудники музея? А вот мы, ветераны ВСЧ, виноваты несомненно. Скромничаем. О себе сказать стесняемся. Ждем, когда кто-то где-то что-то о нас расскажет и напишет. И в музее о нас покажет что-нибудь и как-нибудь.

2. Существует множество ветеранских организаций. Но почему до сих пор нет организации ветеранов ВСЧ, объединяющей военных строителей СССР и РФ?

Единая и солидная организация ветеранов ВСЧ могла бы поддерживать правильные дела наших коллег. Например, ходатайствовать где надо и перед кем надо о предоставлении финансовой помощи генералу Хренову В.А. для издания нужных, документально точных и весьма информативных книг. Поддержка и помощь будут полезны создателю документальных фильмов Колесник А.Н., работающему над лентой о строителях космической индустрии. Организация нужна и для взаимопомощи ветеранов в житейских делах.

Сайт: http://sngy.ucoz.ru/publ/oni_obespechili_polet_mks_ehnergija_buran/1-1-0-50