С.Ченнык (Симферополь) Маршал Геловани – строитель от обороны

С.Ченнык (Симферополь)

Маршал Геловани – строитель от обороны…

По материалам из сети Интернет

797Арчил Викторович Геловани — военный инженер-строитель. Маршал инженерных войск (1977 г.). Лауреат Ленинской премии (1967 г.) и Государственной премии СССР (1976 г.). Заслуженный строитель РСФСР (1971 г.).
Родился 27 ноября 1915 г. в с. Спатогори Кутаисской губернии в семье князя Виктора Георгиевича Геловани (1878-1921 гг.) — известнейшего в Закавказье инженера-механика и Анны Серапионовны Шенгелия. Отец рано умер от сыпного тифа.
Окончил знаменитую Тбилисскую среднюю школу №1 (в которой разное время обучались Николай Гумилев, Немирович-Данченко). В 1936 г. закончил Тбилисский индустриальный институт им С.М. Кирова (строительное отделение) и Тбилисскую художественную cтудию.
Проработав несколько лет в строительных организациях Грузии, в том числе тресте «Инжстрой», в 1939 г. добровольцем вступил в ряды Вооруженных сил.
Закончил спецкурсы Высшего военно-морского училища в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны активно участвовал в строительстве оборонительных рубежей в Крыму и на Кавказе, в обороне Севастополя.
В августе-сентябре 1941 г. — начальник оперативной военно-строительной группы, которая под артиллерийскими обстрелами и авиационными налётами противника в районе Арабатской стрелки и Чонгарского перешейка установила восемь стационарных батарей береговой артиллерии и две подвижные батареи калибра 152 мм (среди которых — 127-я артиллерийская морская батарея Черноморского флота). Эти батареи помогли советским войскам задержать продвижение противника в Крым в боях под Перекопом.
В конце 1941 г. назначен главным инженером специального строительства, с 1942 г. — начальник специального строительства Черноморского флота. Возглавлял строительство оборонительных объектов на Кавказском побережье Черного моря, а также строительство аэродромов для авиации флота в Адлере и Гудауте. Участник битвы за Кавказ.
С июня 1944 г. — начальник строительства по восстановлению Николаевской военно-морской базы. С 1945 г. — руководитель восстановительных работ в Одессе.
За боевые заслуги награжден многими орденами и медалями, в том числе, иностранными.
После войны продолжал службу на Черноморском флоте, был главным инженером строительного управления флота, заместителем начальника Главного военно-морского строительного управления Черноморского флота, с 1953 г. — начальник «Севастопольвоенморстроя». Восстанавливает разрушенные города, в том числе Одессу, Севастополь. С июля 1959 г. — начальник Главного военно-морского строительного управления Черноморского флота — заместитель командующего Черноморским флотом по строительству. Окончил службу на флоте в генеральском звании.
С 1962 г. — начальник Главного инженерного управления Ракетных войск стратегического назначения, возглавлял строительство практически всех объектов нового вида Вооруженных Сил. С 1964 г. — заместитель Главнокомандующего РВСН по строительству. В Ракетных войсках стратегического назначения вел строительство сложнейших инженерных оборонных и космических объектов (стартовых ракетных комплексов, полигонов) активно взаимодействуя с выдающимися инженерами, учеными своего времени академиками Королевым, Пилюгиным, Янгелем, Челомеем, Барминым и др.
С 1969 г. — первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны СССР. В 1971 году впервые в СССР была создана Государственная экспертиза Министерства обороны СССР и генерал Геловани был назначен её первым начальником. С марта 1974 г. заместитель министра обороны СССР по строительству. Воинское звание маршал инженерных войск присвоено 28 октября 1977 года. В 1977 г. А.Н. Геловани, первому среди военных строителей, было присвоено воинское звание маршала инженерных войск.
Помимо большого организаторского и инженерного таланта был известен как глубоко интеллигентный и многогранный человек. Хорошо рисовал, играл на фортепьяно, прекрасно декламировал на грузинском, русском и немецком, был блестящий рассказчик, знаток литературы, театра и кино.


В. Галайко
Маршал-созидатель
Статья из Общероссийской газеты «Военно-промышленный курьер»
798О таких людях, как Арчил Геловани говорят, что их при рождении все музы поцеловали. Он обладал многими талантами: умел рисовать, писал стихи, увлекался математикой, был отличным спортсменом… Но в наиболее полной мере его творческие способности проявились в военном строительстве. В Вооруженных Силах он прошел путь от слушателя специальных курсов Высшего военно-морского инженерно-строительного училища до заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Арчилу Викторовичу первому среди военных строителей было присвоено звание маршала инженерных войск.
Арчил Геловани родился 27 ноября 1915 г. в селе Спатагори Цагерского района Грузии. Мальчику еще не было и 6 лет, когда его отец, известный в Закавказье инженер Виктор Геловани, умер от тифа. Сиротские будни не сломали Арчила, а лишь закалили характер.
В 1936 г., после окончания Тбилисского индустриального института, Геловани начал свою трудовую деятельность в тресте «Инжстрой» в столице Грузии. Но в 1939 г. его призвали на службу: армия нуждалась в грамотных специалистах. Молодой инженер быстро нашел свое место в строю. Подтверждение тому — аттестационный отзыв, выданный ему после окончания спецкурса Высшего военно-морского инженерно-строительного училища: «Тов. Геловани выполнял обязанности мл. командира с момента образования спецкурсов. За это время проявил себя серьезным и добросовестно относящимся к обязанностям слушателем, вполне сознающим ответственность за все ему порученное. Является образцом выдержанности, воспитанности и корректности в обращении со старшими и равными себе. Обладает в достаточной степени развитыми волевыми качествами, а также требовательностью к себе и к подчиненным. Личная дисциплинированность его служит примером другим так же, как и отношение его к изучаемым предметам и военной службе. Тов. Геловани — хороший организатор… Имеет большой авторитет среди слушателей. Достоин присвоения звания воентехника 1 ранга».
Воентехник 1 ранга начал свою деятельность на Черноморском флоте производителем работ строительства №8, а вскоре его назначили главным инженером строительства №12. Великая Отечественная война застала Геловани под Николаевом. Он возглавил оперативную группу строителей, которые, несмотря на артиллерийские обстрелы и авиационные налеты противника, в районе Арбатской стрелки и Чонгара установила 8 стационарных батарей береговой артиллерии и две подвижные батареи калибра 152 мм. За успешное выполнение боевого задания Арчил Викторович был награжден орденом Красной Звезды. Впоследствии на его груди появится много орденов и медалей, но эта первая боевая награда была особо ему памятна.
Геловани был начальником строительства на Кавказском побережье Черного моря. Выполнял работы, обеспечивающие базирование кораблей Черноморского флота, широким фронтом вел аэродромное строительство, возводил оборонительные сооружения. Особенно нелегко проходило строительство аэродромов в Адлере и Гудауте, но, несмотря на то что работы здесь велись под нескончаемыми бомбежками фашистской авиации, аэродромы были построены в сжатые сроки. Вклад Геловани в битву за родной ему Кавказ был оценен орденом Отечественной войны I степени.
В июне 1944 г. Геловани назначают начальником строительства по восстановлению Николаевской военно-морской базы. Через год он уже в Одессе, восстанавливает объекты разнообразного военно-морского назначения.
В послевоенные годы служебная деятельность Арчила Викторовича связана с Военно-морским флотом. В 1953 г. его назначают начальником «Севастопольвоенморстроя». Благодаря упорному и настойчивому труду возглавляемых им военных строителей, город буквально возродился из пепла. Напомним, что Севастополь 8 месяцев успешно отражал атаки фашистских войск. В городе трудно было найти нетронутое войной здание…
С 1956 по 1959 г. Геловани исполняет должность начальника строительного управления и помощника командующего Черноморским флотом по строительству. В 1959 г. его назначают заместителем командующего флотом по строительству. Именно на черноморских берегах он прошел путь от лейтенанта до генерала. В 1962 г. стал начальником Главного инженерного управления Ракетных войск стратегического назначения. РВСН переживали тогда период становления. А потому Геловани предстояло вначале организовать строительство, а потом его возглавить.
Перед военными строителями РВСН были поставлены поистине гигантские задачи: в кратчайшие сроки построить боевые ракетные комплексы с пусковыми установками и поставить их на боевое дежурство. Настойчивый и упорный труд сотен тысяч военных строителей позволил в короткие сроки создать ракетный щит Родины. В 1968 г. Арчил Викторович «за разработку и осуществление индустриальных методов строительства специальных объектов» был удостоен Ленинской премии. А через несколько лет ему была присуждена Государственная премия — за постановку на боевое дежурство новых ракетных систем.
В 1971 г. Геловани становится начальником только что созданной государственной экспертизы Минобороны. И снова Арчилу Викторовичу пришлось начинать с нуля, его стараниями в короткие сроки был создан боеспособный коллектив, позволивший государству избежать неоправданных потерь в капитальном строительстве. Каждая проверка, каждый его выезд в войска были школой передачи передового опыта, содействовали повышению качества строительных и проектных работ.
В 1974 г. Геловани назначили заместителем министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Огромная карта, висящая в его кабинете, была буквально закрыта обозначениями военных строек. Со свойственной ему энергией и целеустремленностью генерал принялся за работу. Он добивался более высокого технического уровня организации строительного производства во всех звеньях: управлениях, строительных организациях, заводах, отрядах. Отвечая на вызовы времени, повсеместно внедрял новые методы строительства, совершенствовал типизацию и индустриализацию строительства, за счет внедрения сборных конструкций добивался повышения производительности труда.
В 1977 г. за заслуги в руководстве военно-строительными организациями генерал-полковнику Геловани было присвоено звание маршала инженерных войск.
…Коварная болезнь оборвала творческий взлет маршала-созидателя. Он умер 19 августа 1978 г. Уже находясь в больнице, Арчил Викторович дал интервью одному из военных журналов. В нем есть слова, которые звучат как завещание: «Настоящим строителем можно стать лишь тогда, когда будешь любить свою специальность, а еще больше — людей… Своим самоотверженным трудом военные строители доставляют людям счастье и радость. А есть ли более высокое призвание у человека?!».

Источник: http://vpk-news.ru/articles/2245


Скончался после длительной тяжелой болезни в 1978 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден орденами Ленина (1966 г.), Отечественной войны I степени (1944 г.), Трудового Красного Знамени (1974 г.), двумя орденами Красной Звезды (1942, 1954 гг.), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1976 г.) и многими медалями, а также иностранными орденами. Лауреат Ленинской премии (1968), Государственной премии (1977 г.).
Почетный гражданин города-героя Севастополя.
Именем маршала Арчила Викторовича Геловани названы улица в Севастополе и проспект в Тбилиси. Имя маршала носит гидрографическое судно Тихоокеанского флота, Батумское мореходное училище (с 1981 г.).
Супруга и верный спутник жизни А.В. Геловани Кетеван Владимировна Алхазишвили (родилась в Гурджани 20 февраля 1920 г.) врач, долгое время работала хирургом в Институте им. Склифософского в г. Москве. Сын маршала — академик Российской академии наук Виктор Арчилович Геловани (родился в 1944 г.), математик и крупный специалист в области математического моделирования.